• Детский сад №38
  • 185000, Республика Карелия г.Петрозаводск ул.Кузьмина , д.13А
  • понедельник - пятница с 7.30 до 18.00
  • Кабинет заведующего и заместителя по ВМР:
    (8142) 57-04-40

    Кабинет заместителя по АХР, вахта и медицинский кабинет:
    (8142) 57-62-07
  • 57-04-40
  • sadik.38@mail.ru
Поиск
Контакты

Детский сад №38

  • 185000, Республика Карелия г.Петрозаводск ул.Кузьмина , д.13А
  • понедельник - пятница с 7.30 до 18.00
  • Кабинет заведующего и заместителя по ВМР:
    (8142) 57-04-40

    Кабинет заместителя по АХР, вахта и медицинский кабинет:
    (8142) 57-62-07
  • 57-04-40
  • sadik.38@mail.ru


Связаться с разработчиком сайта

Чтение художественной литературы

Как рассказать детям биографию автора.

Биография писателя, поэта неразделимо связана с его творчеством. Биография детского писателя – вдвойне. Человеку, пишущему о детях и для детей, очень трудно абстрагироваться от своего детского опыта жизни, детских переживаний.

Фактом биографии писателя является его приход в детскую литературу. Он у каждого свой. Часто писатели начинают заниматься детской литературой в период, когда растут их дети (Д. Мамин-Сибиряк, А.-А. Милн), произведения, написанные для ребенка первоначально осознавались, как средство общения с малышом.

Известно, что К.Чуковский в 1916 году сочинял свою первую сказку «Крокодил», чтобы успокоить больного сына, отвлечь его от мыслей о болезни, помочь ему преодолеть дорогу из Петербурга в Куоккалу. Но впоследствии и сам автор, и его читатели поняли, что «Крокодил» - начало нового этапа творческой биографии Чуковского – этапа создания сказок для детей, пристального внимания к детской литературе, детской речи, книгоизданию для детей.

Биография писателя очень тесно связана с творческой историей создания произведений. Она является той основой, тем материалом, который затем преображается в произведении.


Зачем нужна биография? Зачем так скурпулезно собирается, обрабатывается и хранится биографический материал?

Знание биографии нужно для того, чтобы глубже понять произведение, настроиться на его восприятие, по-новому увидеть некоторые детали текста.

Узнав это, мы понимаем, откуда такое тонкое знание детской жизни, детских фантазий, речи, взаимоотношений, мы постигаем теплоту тона, веселое озорство повествования.

Знакомство детей с биографией автора играет воспитательную роль: это пример творческого служения искусству, пример жизнестойкости, профессионального знания того предмета, о котором идет речь в книге. Герои произведений Б. Житкова знают все потому, что все знал сам автор. «Он учил меня всему: гальванопластике, французскому языку (который знал превосходно), завязыванию морских узлов, распознаванию насекомых и птиц, предсказыванию погоды, плаванию, ловле тарантулов &», - пишет К. Чуковский, соученик б. Житкова по гимназии, товарищ его детства.

 Процесс творчества, о котором говорят и сами писатели, может быть тоже интересен детям.

Кому нужна биография писателя?

И ребенку, и взрослому. Младшего настраивает на восприятие текста, старшему дает возможность глубже понять его, правильно прочесть малышу, придать нужную эмоциональную окраску.

Следует ли вводить понятие «биография» в речь дошкольников?

Биография (гр. – biogaphia) – жизнеописание, история жизни, жизнь. Это понятие можно ввести в речь детей старшего дошкольного возраста, объяснив его смысл. В остальных случаях надо пользоваться словами-синонимами.

Когда надо знакомить с биографией автора?

С элементами биографии можно знакомить ребенка, начиная с 4-х лет. В семье это можно делать на четвертом году жизни малыша, в зависимости от степени его развития и педагогического дара взрослого, умеющего выбрать нужные эпизоды биографии и доступно преподнести их ребенку.

Мы не знакомим дошкольников с полной биографией: биография может быть и тем более не рассуждаем с ним об особенностях творческого пути автора.

Место и время ознакомления с биографией: биография может быть рассказана как на занятии, специально ей посвященном (в течение 15-20 минут), так и перед чтением произведения (5-7 минут).

Виды и формы работы: биография автора сообщается на этапе подготовки к восприятию произведения. Для того, чтобы настроить ребенка на длительное и внимательное слушание текста, чтобы разбудить его эмоции, интерес к произведению, рассказываем короткий, но яркий эпизод из биографии писателя. Он может быть связан с историей создания, содержанием текста, а может быть просто воспоминанием о детстве, о формировании личности писателя. Все это перекликается с изображенным в произведении.

Рассказ должен быть ярким, доступным, но не упрощенным, выразительным, но без излишней театральности

Даты жизни писателя, создания произведения никогда не сообщаются, но ощущение времени дать надо, сказав, что «это было давно», или сообщив о том, что автор жив и продолжает писать для детей. Псевдоним писателя или поэта называется старшим детям. При этом необходимо заметить, что псевдоним – это вымышленное имя. Взрослому нужно знать, что причины избрания вымышленного имени у каждого автора свои. Объяснять их детям лучше в том случае, когда взрослый знает историю избрания псевдонима и может интересно и доступно изложить ее детям. Если же взрослому известны несколько версий псевдонима, как, например, у А. Гайдара, то избирается та версия, которая запомнится детям. Научный подход, то есть изложение различных точек зрения на проблему имени, только запутает детей.

Не стоит говорить детям о том, когда и какие книги автора были выпущены, каковы очередность их выхода: это та информация, которая не будет воспринята дошкольниками в силу особенностей возраста.

Надо ли сообщать детям о проблемных сведениях в биографии автора? Только в том случае, если сообщение таких сведений чем-то оправдано. Но при этом взрослый должен иметь такт в сообщении таких сведений и обостренное чувство меры. Сообщать проблемные сведения только ради самих сведений не стоит.

Рассказ о зарубежном авторе советуем предварить рассказом о его стране, используя при этом какие-нибудь необычные описания, факты, подкрепляя повествование иллюстрациями или фотографиями.

Полезно познакомить детей с портретом писателя. В ДОУ портрет надо помещать в книжный уголок, где дети несколько дней могут рассматривать его, запоминая черты лица. Воспитатель, улучив момент, повторяет сам или просит детей повторить имя и фамилию автора. Но делать это надо не назойливо, чтобы не достичь обратного эффекта.

Рассматривая портрет, или фотографии автора разные моменты его жизни, можно обратить внимание детей на то, похож ли автор на своих героев. Можно поразмышлять с ребятами о чертах характера человека, пишущего для них свои произведения, об отношении его к чему-либо. Пусть эти рассуждения будут далеки от идеала, пусть у малышей не хватит слов для определения чего-либо, не важно. Важно создать прецедент: в лицо творца надо вглядеться, чтобы лучше понять и его самого, и то, что создано им. «Это & расширяет непосредственно-личностное ощущение художественного материала, приближает нас к его создателям, и, значит, парадоксальным образом что-то важное объясняет нам в самих книжках, создававшихся вот такими (а не неизвестно какими) людьми». Герчук Ю. Археология детской книжки. Детская литература, 1998, №2, с.39

В ДОУ можно собрать видео- и фонотеку, записав голоса писателей, читающих свои произведения или воспоминания тех, кто его хорошо знал (воспоминания дочери К. Чуковского Лидии Корнеевны об отце), что обязательно приблизит слушающих к писателю, сделает тон рассказа мягким, лиричным, проникновенным. Но во всем этом, как всегда, надо знать меру: не утомлять детей, не переигрывать в сообщении, не допускать излишнего драматизма или слащавости.

Если есть мемориальный музей писателя (не обязательно детского), можно повести туда старших дошкольников, заранее договорившись об экскурсии и о том, чтобы ее содержание соответствовало возрасту экскурсантов.

Рассказывая о писателе, рисуйте его словесный портрет (как выглядел, во что любил одеваться, какая обстановка окружала его), говорите о его пристрастиях, любимых занятиях, окружении.

Сообщать об авторе все сразу нецелесообразно. Имеющийся материал можно разделить по годам жизни и пребывания ребенка в детском саду. Если вы читаете книгу по методу «чтение с продолжением», можно рассказывать фрагменты биографии перед каждым новым этапом чтения. Последующее обращение к биографии нужно начинать с воспоминаний о том, что уже известно детям. Воспитатель или родители сами напоминают ребенку то, о чем говорилось ранее, или задают краткие, но точные вопросы детям, чтобы в их памяти восстановить известные им эпизоды биографии автора.

 

Дата изменения информации: 08.02.2013 11:55