Образовательные стандарты и требования
В последнее время в нашей стране сложилась ситуация, когда дошкольное детство всё больше рассматривается, как период подготовки к школе, и дошкольное детство нацелено на подготовку ребёнка к поступлению в первый класс. Сегодня реальность такова, что система дошкольного образования деформирована влиянием школы. В детских садах давно произошла подмена игровых видов деятельности учебной работой. Такое положение неправильно с точки зрения возрастной психологии. Эту ситуацию призван изменить Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Стандарт базируется на Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", вступившим в силу 1 сентября 2013 года, где дошкольное образование определяется, как ступень общего образования.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт является основой для:
1) разработки Программы;
2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы);
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;
5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Стандарт включает в себя требования к:
структуре Программы и ее объему;
условиям реализации Программы;
результатам освоения Программы.
Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 01.09.2013
Приказ от 17 октября 2013 г № 1155 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Профессиональные стандарты: нормативная база
1. Трудовой кодекс Российской Федерации
-статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности
-статья 195.2. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов
статья 195.3.- Порядок применения профессиональных стандартов
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 232. «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. № 970)
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 6613. «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. № 295).
4. Приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации:
от 12 апреля 2013 г. № 147н- «Об утверждении макета профессионального стандарта» (с изменениями от 29 сентября 2014 г. № 665н)
от 12 апреля 2013 г. № 148н- «Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов»
-от 29 апреля 2013 г. № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта»
от 30 сентября 2014 г. № 671н- «Об утверждении методических рекомендаций по организации» профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов»
-от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)»
от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253Министерства труда и социальной защиты Российской ФедерацииПисьмо (вместе с "Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов").
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544 н««Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 1115 н«О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (введение профстандартов с 01.01.2017).